Light Style© by Fisana

Перейти к содержимому


ВМФ Германии 1921 - 1945 год


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
1 ответов в этой теме

#1 Guest_Лавруша_*

Guest_Лавруша_*
  • Гости

Опубликовано 13 September 2005 - 11:55 AM

ВМФ Германии

1. Конец “Флота открытого моря” и начало возрождения 1918 – 1921гг..

Первая Мировая война подходила к концу. Согласно условиям перемирия (вступившего в силу 11 ноября 1918 года), до момента официальной капитуляции, кайзеровский флот должен был интернирован в любом нейтральном порту. Однако ни одно из нейтральных государств, не решилось на размещение в своих водах немецких кораблей. Было решено держать “Флот открытого моря” в Скапа-Флоу (в Первую Мировую войну, бухта Скапа-Флоу на Оркнейских островах, использовалась Британским флотом, как якорная стоянка).
И так, 21 ноября 1918 года кайзеровский флот встал на якоря в Скапа-Флоу. Таким образом он простоял там до 21 июня 1919 года – дня официальной капитуляции Германии…
Людвиг фон Рейтер (командующий кайзеровским флотом) знал, что перемирие по просьбе немецкой стороны было продлено до полудня 23 июня. И еще он был уверен, что германская сторона никогда не примет столь унизительных условий капитуляции. А аэто озночало то, что после истечения срока пепемирия, англичане захватят его корабли силой. Фон Рейтер решил не допустить этого. 19 июня он отправил в Германию на двух транспортах, большую часть личного состава и в этот же день командиры кораблей получили секретный приказ – по сигналу затопить корабли.
Около полудня 21 июня, на флагманском корабле Людвига фон Рейтера – линкоре “Фридрих дер Гроссе” – взвился сигнал. А к пяти часам вечера все уже было кончено: 50 немецких кораблей от миноносцев водоизмещением 750 тонн, до линейного крейсера “Гинденбург” водоизмещением 28000 тонн лежали на дне Скапа-Флоу. Англичане ничего не смогли сделать (оттащили на мелководье только один линкор, три крейсера и пять эсминцев), так как еще утром, эскадра сторожившая немцев (командующий – вице-адмирал Сидней Фримантл) ушла в море на проведение учебных торпедных стрельб…
Это был своеобразный рекорд – на относительно небольшом участке (Скапа-Флоу имеет протяженность с запада на восток – 12 миль, а с севера на юг – 8 миль) и за столь короткий промежуток времени, затонуло сразу столько боевых кораблей. Бытует мнение, что этот рекорд продержался до 16 февраля 1944 года, когда американцы потопили в лагуне атолла Трук (Каролинские острова) 51 японский корабль. Это не совсем справедливо. Да, в настоящее время, любители дайвинга могут насчитать на дне лагуны, более 60 судов. Но это, так сказать, разновременные жертвы - все таки война длилась не один день. А непосредственно 16 февраля 1944 года, американская палубная авиация во время налета на военно-морскую базу Трука, потопила 12 боевых кораблей и 34 транспорта. Итого 46. Тем более, все 12 боевых кораблей были легкими, так что это “побитие рекорда” выглядит сомнительно.
Таким образом, некогда грозный “Флот открытого моря” перестал существовать. Впрочем возрождение, началось уже в 1921 году – именно тогда был заложен первый корабль, возрождаемых ВМС Германии – легкий крейсер “Эмден”. И не смотря на то, что, по сути дела он являлся повторением крейсеров военной постройки типа “Кенигсберг 2” (у немецких конструкторов просто не было ни времени, ни денег, да еще плюс страшная инфляция в стране, на разработку специального проекта), все равно – начало было положено.

2. “Версальская” удавка

Версальский договор, следствие капитуляции кайзеровской Германии, отбросил страну, в военном отношении, на уровень стран третьего мира. Согласно ему, немецкий флот ограничивался, помимо незначительного количества крейсеров, эсминцев, миноносцев и торпедных крейсеров, шестью старыми броненосцами (плюс два в резерве) 1902-1908 (!) годов постройки. “Эльзас”, “Лотаринген”, “Брауншвейг” и “Пройссен” были разобраны на металл в 1931 году, “Гессен” и “Церинген” прослужили в качестве радиоуправляемых мишеней до конца войны, а вот “Шлезиен” и “Шлезвиг-Гольдштейн” (числившиеся учебными кораблями) несмотря на слишком уж преклонный возраст, даже “поучавствовали” во Второй Мировой войне – в самом ее начале, постреляли по польским укреплениям Вестерплатте, Хеля и Гдыни…
Замена кораблей была возможна только по истечению двадцати лет их нахождения в строю, а новые линейные корабли (построенные взамен старых (броненосцев))должны были иметь водоизмещение не более 10 тысяч тонн (тоннаж крейсера), а калибр артиллерии не больше 11 дюймов (280 мм) – (тоже крейсерский калибр).
Для крейсеров водоизмещение ограничивалось 6000 тонн.
Личный состав ВМС сокращался до 15 тысяч матросов и офицеров. Подводные лодки и морскую авиацию, иметь было запрещено в принципе. Таким образом, Военно-Морская Германия была отброшена далеко назад. Теперь, она не могла даже оборонятся. Достаточно вспомнить, что еще в Цусимском сражении (27 мая 1904 года) русские и японцы оперировали 12 дюймовой артиллерией (305 мм), да и водоизмещение у их эскадренных броненосцев было больше, чем должны были иметь (по Версальскому договору) будущие новейшие немецкие линкоры. И еще, что касается личного состава: Королевский Флот (Англия), например, перед Второй Мировой войной, а именно на 1 января 1939 года располагал около 200000 человек личного состава. А вот уже к середине 1944 года, личный состав Королевского Флота составил 863000 (!) матросов и офицеров. Поэтому 15000 немецких моряков, разрешенных договором, выглядят как то не серьезно…

3. Первенец “Эмден” и первые современные крейсера 1921 - 1930

Как уже было сказано выше, возрождение ВМФ началось в 1921 году с закладки в Вильгельмсхафене легкого крейсера “Эмден”. 7 января 1925 года он был спущен на воду, а 15 октября 1925 года вступил в строй. Корабль имел водоизмещение 5600 тонн, скорость 29 узлов и ГК 8 – 150 мм орудий. Орудия были размещены в восьми башнях (по одному на башню), что говорит об архаичности (старости) “проекта”.
С самого начала использовался очень интенсивно, как в учебных, так и представительских целях. Совершил несколько довольно продолжительных походов, и до войны неоднократно модернизировался.
Тем временем, через год после вступления в строй первенца, немецкие верфи заложили (с апреля по август 1926 года) сразу три легких крейсера – по новому проекту “Кенигсберг 3”. Это были: “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн”. Здесь следует сказать следующее – впервые, помимо обычных силовых установок (котлы/турбины), на этих кораблях были установлены дизеля (!). Это вполне отвечало доктрине германских ВМС того времени – крейсерской войне (пиратской, ибо на дизелях при 10 узловом ходе, корабли могли пройти 5200 миль), так как Версальские соглашения не оставляли немцам ничего другого. Впрочем, эти три крейсера уже были первым нарушением Версальского договора – они имели водоизмещение 6650 тонн, что на 650 тонн превышало “Версальские параграфы” для крейсеров. Напомню, для линейных кораблей, водоизмещение ограничивалось 10000 тонн.
Крейсера типа “Кенигсберг” (первые два вступили в строй в 1929, а “Кельн” в 1930) имели, как сказано выше водоизмещение 6650 тонн, и ГК 9 – 150мм (по три в трех башнях) и 6 - 88 мм универсалок (“Эмден” имел только три), скорость 32 узла.

4. Последние легкие крейсера “Нюрнберг” и “Лейпциг” 1928 – 1935

В принципе, “Нюрнберг” и “Лейпциг” планировались как продолжение крейсеров серии “Кенигсберг 3”. Однако в процессе постройки были внесены некоторые изменения. В первую очередь, это: изменилось расположение башен ГК, расположение зенитной артиллерии, изменилась форма труб. Кроме того, в отличие от “Кенигсбергов” (имевших по 2 дизеля кроме обычных силовых установок), на “Нюрнберге” и “Лейпциге” их было уже по 4. Отсюда, скорость “на одних дизелях” возросла до 18 узлов (на “Кенигсбергах” только 10 узлов). Максимальная скорость не изменилась (32 узла), зато немного уменьшилось водоизмещение (более чем на 100 тонн).
“Лейпциг” был заложен в 1928 году, спущен на воду в 1929, и вступил в строй 1931 году.
“Нюрнберг” оказался самым поздним легким крейсером (зато “строился” стахановскими темпами) – заложен в 1934, а вступил в строй уже на следующий год (!).

5. “Версальские линкоры” 1928 – 1936

Перед немецкими конструкторами, стояла непростая задача: спроектировать “линкор” не вылезая за рамки версальских ограничений. И в какой то мере, им это удалось (хотя, по лично моему мнению, получились всего лишь ОЧЕНЬ УДАЧНЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА). Мало того, немцы, разумеется, прилично превысили разрешенное водоизмещение.
Итак, в 1928 году был заложен первый из четырех (от четвертого впоследствии отказались из за намерений строить более мощные корабли) предполагаемых “линкоров” – “Дойчланд” (впоследствии “Лютцов”). За ним, в 1931 году, последовал (закладка) “Адмирал Шеер”. А в 1932 был заложен “Адмирал граф Шпее”. В строй, соответственно, они вступили в 1933, 1934 и 1936 годах.
Особенностью этих кораблей, была силовая установка из 8 дизелей (плюс турбины) мощностью 54000 л.с., позволяющая развивать скорость в 26 узлов (не так уж и много). Но зато, корабли имели огромную дальность плавания – 18000 миль (!) (на 12 узлах) – это делало их “прирожденными пиратами” (рейдерами), способными очень долго (автономно) действовать на коммуникациях противника. Также, огромным плюсом, было наличие на этих судах артиллерии главного калибра, состоящее из 6 - 280 мм орудий (в двух башнях) SKC – 28. Снаряды этих орудий весили 300 кг и могли быть “кинуты” на 42500 метров (!).
Минусом было не очень хорошее бронирование – не более 102 мм. Но в принципе, “версальские линкоры” были хорошими кораблями…
Как было сказано выше, водоизмещение ограниченное договором (10000 тонн), было превышено. Так, первые два “линкора” имели водоизмещение 14000 тонн, а “Адмирал граф Шпее” аж 16000 тонн (!).
Интересен, также, момент с названием данного класса кораблей. Например, сами немцы называли их “линкор – обрез” или просто “броненосец”. Англичане – “карманный линкор”. Но мне кажется, что “версальский линкор”, подходит как нельзя лучше.

6. Конец Версальских ограничений

18 июня 1935 года, произошло событие, перечеркнувшее (в военно-морском отношении) все ограничения, наложенные на Германию Версальским договором. В этот день было подписано англо-германское морское соглашение. Если не вдаваться в политику (зачем англичане пошли на это) и рассматривать только техническую часть, то произошло следующее: теперь немцы могли иметь флот, равный 35% (тоннажа) от флота Великобритании, а это не много ни мало 420600 тонн (!) (у англичан 1201700 тонн). К тому же, теперь немцы могли официально строить подводные лодки…
Переоценить значимость этого соглашения (для Третьего рейха) невозможно. По сути, это развязывало Гитлеру руки, на пути к войне. Теперь немцы могли легально строить свой флот. Кстати, именно после 18 июня 1935 года, ВМФ Германии стал называться Кригсмарине…

7. Тяжелые крейсера Третьего рейха 1935 – 1941

В середине 1935 года (а именно 6 июля) в Гамбурге был заложен головной корабль из серии тяжелых крейсеров – “Адмирал Хиппер”. В 1936-37 гг были заложены еще четыре однотипных корабля: “Зейдлиц”, “Принц Ойген” (иногда его называли “Принц Евгений” или просто “Принц”), “Блюхер” и “Лютцов” (последний, недостроенным был продан СССР, а его “имя” отдали “версальскому линкору” “Дойчланд”).
“Адмирал Хиппер” вступил в строй в 1937 году. Остальные в 1941 году. В принципе, немецкие тяжелые крейсера ничем не отличались от стандарта того времени. Водоизмещение – 15400 тонн (проект разрабатывался еще во времена версальских ограничений, а потому немцы и здесь нарушили договор). Силовая установка – турбины, скорость – 32 узла (очень не плохой показатель). Артиллерия ГК 8 – 203мм (в четырех башнях), плюс 12 – 105 мм универсалок. Следует также отметить очень хорошую пассивную гидроакустическую систему (до 60 постов на “Хиппере”).

8. Линейные крейсера “Шарнхорст” и “Гнейзенау” 1934 – 1938

14 февраля 1934 года в Вильгельмсхафене был заложен “броненосный корабль D”. Буквально, находясь на стапелях, корабль неоднократно модернизировался в пользу увеличения количества стволов ГК и как следствие, увеличения водоизмещения. Дело в том, что фюрер изначала (при закладке) не решался на такое явное нарушение Версальского договора – новый корабль превышал лимит В РАЗЫ (!). “Шарнхорст” (а это был он) был полноценным линейным крейсером, без всяких там “ограничений”. В мае 1935 года, был заложен брат “Шарнхорста” (в Англии это звучало бы как “сестра”, ибо в английском языке, корабль женского рода) – “Гнейзенау” (броненосный корабль Е).
3 октября 1936 года “Шарнхорст” в торжественной обстановке был спущен на воду - при этом присутствовал Гитлер (к тому времени версальские ограничения канули в лету, а потому корабли достраивались вполне легально). В этом же году был спущен на воду и “Гнейзенау”. В строй корабли вступили в 1938 году.
Итак, это были мощные, красивые суда. Если брать понятие красота (по моему мнению), то они уступали только японским линейным крейсерам. Впрочем, после первых же мореходных испытаний, обоим заменили “нос” на так называемый “атлантический” (более широкий развал носовой части) – при большой скорости (при волнении), корабли сильно зарывались носом – затопляло переднюю (нижнюю) башню ГК.
Водоизмещение – 31300 тонн. Силовая установка – 3 турбины (165000 л.с.), скорость 31 узел. ГК 9 – 280 мм (в трех башнях), 12 – 150 и 14 – 105 мм универсалок. Экипаж – 1840 (“Шарнхорст”) и 1670 (“Гнейзенау”).

9. Настоящие линкоры: “Бисмарк” и “Тирпиц” 1936 – 1941

Англо – германское морское соглашение 1935 года, подтолкнуло немцев к строительству более мощных кораблей.
Уже 1 июля 1936 году в Гамбурге, был заложен первый из линейных кораблей Третьего рейха – “Бисмарк”. А 30 октября, в Вильгельмсхафене, последовала закладка второго (и последнего) линкора – “Тирпица”. Официально сообщалось, что новые корабли будут иметь водоизмещение “всего” 35000 тонн (что бы не “вылезать” за Вашингтонские ограничения (были и такие)– но это другая тема (долгая), так что пропустим и поверим мне на слово), однако на самом деле, линкоры получились “побольше” – 52000 тонн (!) (при полном загрузе).
24 августа 1940 года, “Бисмарк” вошел в стой. На “Тирпице” флаг был поднят 25 февраля 1941 года.
Надо сказать, что линкоры получились отличные. Скорость до 31 узла. Запас хода – 18000 миль. Удачная конструкция вкупе с хорошим бронированием, давала кораблям поистине феноменальную живучесть (“Бисмарк” на практике подтвердил это). Главный калибр состоял из 8 – 380 мм орудий (в четырех башнях), с дальностью стрельбы 800 кг снарядом 35500 метров, плюс 12 – 150 мм и 16 – 105 мм универсалок.

10. Несостоявшийся авианосец.

К сожалению, а может и к лучшему, роль авиации в борьбе с кораблями была признана слишком поздно. Адмиралы до последнего считали, что только линкор – “владыка морей” – является решающим фактором войны на море… Иллюзия была разбита 10 декабря 1941 года, когда в Сиамском заливе, менее чем в 100 милях от Сингапура, японской авиацией (базовой, правда), буквально за пол часа, были потоплены английские: новейший линейный корабль “Принс оф Уэллс” и линейный крейсер “Рипалс”. Уинстон Черчилль, позднее, по этому поводу сказал так: “За всю войну я не получал более тяжелого удара”.
Да, хрупкий самолет, теперь быстро вытеснял из морей огромный линкор (стоящий в тысячи раз дороже)…
В 1936 году, немцы заложили единственный (!) свой авианосец – “Граф Цеппелин”. Корабль должен был иметь водоизмещение немного более 19000 тонн, развивать скорость 32 узла (очень не плохо) и нести чисто универсально-зенитное вооружение.
Исходя из авиагруппы авианосца, можно предположить, что по своему прямому назначению, корабль был довольно слаб. Ударных самолетов (отличных Ju – 87), было всего 13 (!). По мимо них, имелись многофункциональные истребители (в мировой практике они не оправдали себя) и истребители непосредственного прикрытия (10 bf – 109t).
Так или иначе, об этом можно только рассуждать, ибо почти сразу после спуска на воду в 1939 году, строительство авианосца “законсервировали”…

11. Гигантомания или план “Z”

В июне 1938 года, немецкие адмиралы взялись за разработку плана строительства флота на 1939 – 1945 год. План “Z” (от немецкого ziel – цель), изначально, в принципе, получился не плохим и вполне осуществимым (не будь войны, конечно). Однако, Гитлер (в сентябре 1938 года, ему принесли план на утверждение), страдающий гигантоманией, внес существенные поправки в “Цель”. По сути дела это были даже не поправки, а коренное изменение, в принципе нормальной, взвешенной программы строительства флота, в сторону сказочно – нереального маразма…
Оговорюсь. Так, в истории человечества, самыми большими линейными кораблями были японские (времен WW2) – “Ямато” и “Мусаси” (однотипные, 72000 тонн (!) водоизмещение). На них, к слову сказать, впервые были поставлены хоть и примитивные, но “компьютеры” управления стрельбой ГК – точность составляла 95% накрытие на третий залп (!). Если брать вообще самый большой военный корабль, то это были послевоенные американские авианосцы типа “Форрестол” (всего 4 корабля: “Форрестол”, “Саратога”, “Рэнджер” и “Индепенденс”). Их водоизмещение составляло 79000 тонн.
А что предлагал Гитлер в 1938 году? Он предлагал построить линкоры водоизмещением 140000 тонн (!!!).
Понятно, что план “Z”, (с “поправками”) был несостоятелен даже и без начала войны…
Продолжение следует….
  • 0

#2 uralus

uralus
  • Пользователи
  • 1 сообщений

Опубликовано 15 April 2011 - 06:31 PM

Вот здесь документальное кино об истории Германского флота.
  • 0


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей